Оцените

Глава Opera: «Мы открываем представительство в России»

Глава Opera: «Мы открываем представительство в России»

В Москву приехал генеральный директор компании Opera Software Йон фон Течнер (Jon Stephenson von Tetzchner). В промежутке между встречами с пользователями браузера Opera из России и Украины он рассказал «Руформатору» о состоянии своей компании и ее планах на российском рынке.



- За Internet Explorer и Google Chrome стоят крупные транснациональные корпорации, за Mozilla Firefox — сообщество разработчиков-энтузиастов open source. У Opera же нет столь внушительной поддержки. Как и за счет чего вы собираетесь бороться со всеми этими браузерами на рынке?

- Для Microsoft и Google их браузеры являются, возможно, стратегическими, но не единственными продуктами. У нас же браузер - это все, чем мы занимаемся. Наша сила заключается, прежде всего, в наличии группы талантливых программистов. Пусть сообщество активных пользователей у нас, вероятно, не такое большое, как у Firefox, но, тем не менее, впечатляющее. Исторически сложилось, что в России разработчиков, работающих с Opera, больше, чем где бы то ни было. Конечно, нам тяжело конкурировать с упомянутыми вами компаниями, поэтому мы вынуждены уделять большее внимание качеству продукта, т.к. мы знаем, что за нами никого нет.

- Насколько можно судить, значительная часть доходов Opera поступает от поисковиков за счет размещения в браузере той или иной поисковой строки, а Microsoft и Google имеют и свои поисковики, и собственные браузеры. В этой связи не опасаетесь ли вы со временем потерять этот источник прибыли?

- Недавно мы продлили свое соглашение с Google до 31 марта 2012 года. Но если взглянуть на эту ситуацию под другим углом, у нас сейчас 100 млн пользователей (суммарно по десктопной и мобильной версиям браузера), и их количество постоянно растет. По сравнению с прошлым годом количество пользователей Opera Mini увеличилось на 150%, а по нашему десктопному браузеру рост составляет порядка 50-60%. Поэтому таким компаниям, как Google или, например, «Яндекс», тоже выгодно сотрудничать с нами, потому что они получают от нас достаточно большой поток трафика.

Мы лидеры по мобильным устройствам - как в странах СНГ, так и в мире. Что же касается десктопов - мы близки к первому месту в России, и являемся безоговорочным номером один в Украине и Белоруссии. Наши позиции гораздо прочнее, чем многим кажется.

- Какие еще источники доходов использует Opera?

- Помимо уже упомянутой монетизации поиска, которую мы все же предпочитаем называть работой с контент-провайдерами - поскольку наши международные партнеры в данном случае выступают именно в таком качестве (и мы пытаемся сотрудничать с представителями локальных рынков, например Mail.Ru или OZON.ru), у нас есть еще два источника доходов.

Во-первых, это работа с OEM-производителями (производителями начальной комплектации - прим.ред.), которые выпускают мобильные телефоны, игровые приставки, телевизоры с возможностью выхода в Интернет. Мы получаем доход от каждой проданной единицы товара с установленным на нем браузером Opera.

И последнее - это доходы от Opera Mini. Основную часть здесь мы получаем от сотрудничества с мобильными операторами - в России это «Мегафон». Они ежемесячно делятся с нами своими доходами, платя нам за активных пользователей.

Мы уже 15 лет в бизнесе, и средний рост нашей годовой доходности составляет 50-60%. Я основал Opera на пару с компаньоном, а сейчас у нас 760 сотрудников, каждый из которых нацелен на создание лучшего в мире браузера.

- Планируете ли вы в дальнейшем зарабатывать, используя другие модели и схемы?

- Из перечисленных мной нынешних источников доходов все три отлично работают, и ни одно из направлений нашей деятельности не является дотационным. Поэтому я пока не могу сказать, что мы планируем зарабатывать на чем-то другом. Вопрос лишь в наращивании количества пользователей по каждому продукту и, соответственно, в увеличении дохода от партнерских программ. Мы делаем все для того, чтобы конечные пользователи не платили за использование Opera.

Думаю, пока нам не стоит экспериментировать с новыми бизнес-моделями, потому что есть риск, что все это может плохо закончиться. Те схемы, которые у нас есть сейчас, достаточно гибкие для того, чтобы развивать работу по ним в различных направлениях. Например, в случае с нашей платформой Opera Unite, на которую мы привлекаем разработчиков, чтобы они создавали сервисы. Будет что-то вроде магазина, в котором эти разработчики смогут продавать свои приложения пользователям и получать 100% прибыли. Наша задача - продвигать браузер и зарабатывать на партнерах, а не на конечных пользователях.

- В каких пропорциях распределяются доходы от поиска в десктопной и мобильной версиях вашего браузера?

- Каждый год соотношение разное, но понятно, что пока получается больше получать от поиска на десктопах. Однако Google, планирующая зарабатывать на мобильной рекламе, прогнозирует двукратный рост доходов от нее, а наши заработки зависят в том числе и от доходов наших партнеров.

- Какая часть доходов Opera поступает из России и стран СНГ?

- В разные годы разные источники наших доходов имели различный вес в общем обороте. Если 10 лет назад мы зарабатывали практически только на поиске, то потом доля таких доходов упала до 10%, а сейчас составляет 30%. Доходы по отдельным регионам трудно назвать из-за специфики нашей работы: например, пользователь находится в России, сервера нашего партнера Google размещаются в США, а наш прокси-сервер - в Норвегии - и посчитать все порой бывает тяжело.

- С чем вы связываете успех Opera именно в России и странах СНГ и как собираетесь его закреплять?

- Четыре года назад я приехал в Россию и задал тот же вопрос пользователям Opera - тогда наша доля здесь составляла около 10%, и никто не понимал из-за чего. Местные лидеры коммьюнити отвечали по-разному, и все их ответы совпадали с ответами пользователей в других странах, где Opera была менее популярна. Мы очень быстро пришли к выводу что главный движущий фактор - это сообщество пользователей, с которым, впрочем, 4 года назад мы активно не работали. Чем оно сильнее, тем успешнее продвигается продукт.

Когда мы это поняли, мы стали более активно развивать коммьюнити, делать больше русскоязычных ресурсов, переводить интерфейсы, набирать специалистов из России. Сейчас у нас здесь работают четыре человека, а также есть россияне, которые работают на Opera в Норвегии и решают глобальные задачи компании, в то же время ретранслируя нам отзывы и пожелания русскоговорящих пользователей.

- Когда стоит ожидать открытия полноценного российского представительства компании?

- Открытие офиса в России - это логичный шаг для нас. Уже сейчас идет процесс оформления необходимых документов, и в течение нескольких месяцев у нас появится представительство в Санкт-Петербурге.

- Возвращаясь к теме пользовательских сообществ - почему же у вас не сформировались подобные российскому коммьюнити в других странах, в частности в Европе и США?

- Это очень хороший вопрос. Пока мы не очень хорошо понимаем, почему в одних странах подобные сообщества формируются, а в других - нет. Мы пытаемся в это вникнуть, но сейчас это получается не до конца. Мы можем влиять на развитие коммьюнити, когда прислушиваемся к тому, о чем нам говорят его представители, и исходя из этого иногда меняем свои маркетинговые планы. Эти люди замечают то, что можем упустить мы.

Facebook популярен в Европе и США, но большинство россиян предпочитают «В Контакте». В то же время в Бразилии множество пользователей выбирают социальную сеть Orkut, а во Вьетнаме почему-то самой востребованной остается My Opera, хотя по сравнению с Facebook это довольно маленькое сообщество.

Другими словами, конкретных причин нет. Что нам остается делать в такой ситуации - это продолжать прислушиваться к мнению любого коммьюнити - что они замечают, какие дают советы, что стараются улучшить и т.д.

- А чем, по вашему мнению или наблюдениям, пользователь Opera отличается от приверженцев других популярных браузеров?

- Типичный пользователь Opera, как правило, пробует несколько других браузеров, и делает окончательный выбор только после этого. Большинство пользователей Internet Explorer не имеют такой возможности либо не пользуется ей.

- Какие у вас остались впечатления от прошедших накануне встреч с питерскими и московскими пользователями?

- Было очень много вопросов, причем в том числе довольно сложных. Это говорит о том, что российские пользователи знают наш браузер гораздо лучше, чем пользователи из других стран. Также поступило большое количество предложений по улучшению Opera. Все это отняло у меня много энергии, но я доволен.

- Возможно ли на подобной встрече получить работу в Opera? Как вы набирали сотрудников из числа россиян?

- На сайте Opera есть соответствующий раздел, и люди со всего мира присылают нам свои резюме. В случае с россиянами всем будет гораздо проще, когда откроется наше представительство. Уже были случаи, в том числе с кандидатами из России, когда мы принимали на работу наиболее активных лидеров коммьюнити.

- Российское правительство недавно озвучивало планы по разработке специальный безопасный браузер для чиновников. Как вы оцениваете перспективы подобных начинаний?

- Насколько мне известно, сейчас Минкомсвязь занимается оценкой безопасности существующих браузеров. Мы готовы сотрудничать с российским правительством и давать ему необходимые рекомендации. Opera - самый безопасный браузер, что подтверждают как наши внутренние, так и независимые исследования. Будем рады предоставить Opera в качестве браузера для российских чиновников.

- А как вам инициативы по «ускорению» интернета? Летом израильский стартап Fasterweb обещал «ускорить» Интернет в 10 раз, постепенно подключив к себе все основные браузеры. В ноябре Google говорила об «ускорении» Интернета в 2 раза, благодаря своим разработкам. Как вы считаете, действительно ли сейчас можно говорить об увеличении скорости работы Сети на такие порядки?

- Подобные идеи возникают регулярно, и я позитивно отношусь к таким инициативам. При этом не берусь прогнозировать, действительно ли у названных компаний получится «ускорить» интернет в 2 или 10 раз. Мы уже делали работу в Сети более быстрой для пользователей с Opera Turbo и Opera Mini. Разговоры на эту тему постоянно происходят и в нашей компании, и можно сказать, что мы тоже работаем над этим вопросом.

- На этой неделе появились сообщения о том, что Opera якобы участвует в цензурировании китайского Интернета, блокируя пользователям доступ к определенным сайтам. Прокомментируйте, пожалуйста, эту информацию.

- Если вкратце, то без комментариев. Мне не очень хочется комментировать политику Китая в Сети, но я уверяю, что мы никогда ничего не блокировали. В Китае у нас есть сервера, через которые шел трафик за пределы этой страны. Все наши действия там, как и везде, нацелены на то, чтобы обеспечить пользователям более быструю работу в Интернете.

Автор благодарит Николая Дваса и представителя Opera Software в России Владимира Исаева за помощь в организации интервью.

Фото: «Руформатор»/Дмитрий Родин
Добавить комментарий
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent