Ил-4. Воздушные крейсера Сталина

altЭти легендарные самолеты, стоявшие на вооружении советской авиации почти 15 лет, участвовали в трех войнах - бомбили Берлин и Кенигсберг, Бухарест и Будапешт, "работали" по военным объектам белофиннов и японцев, охотились за немецкими кораблями. Именно ДБ-3, переименованные в 1942 году в Ил-4, стали костяком советской Авиации Дальнего Действия и минно-торпедной авиации флота. А ведь этого самолета могло и не быть - его не зря прозвали "незаконнорожденным": первоначально создававшийся как скоростной ближний бомбардировщик, но проигравший туполевскому СБ, ДБ-3 неожиданно занял другую "экологическую нишу" - "воздушных крейсеров", дальних бомбардировщиков и торпедоносцев. Новая книга ведущего историка авиации - самое полное и авторитетное исследование создания, модификаций и боевого применения одного из лучших самолетов Второй Мировой, богато иллюстрированное сотнями редких фотографий и схем. Подробнее 0

Истребитель И-16

altИ-16 конструкции Н.Н.Поликарпова - один из самых известных и массовых советских истребителей. Короткий и лобастый фюзеляж, плавно сопряженный с широкими крыльями, массивное оперение, убираюшиеся шасси придавали ему совершенно неповторимый и запоминающийся облик. Одно из основных достоинств И-16 - высокая маневренность была достигнута во многом благодари задней центровке, но одновременно сделало самолет крайне неустойчивым в полете. Это обстоятельство доставило немало хлопот при подготовке пилотов, однако оно же сыграло и свою положительную роль. Летчики, хорошо освоившие И-16. обладали утонченной техникой пилотирования и без труда пересаживались на другие более сложные машины. Истребитель ласково называли "ишачком", и это прозвище как нельзя лучше подходило к норовистому и одновременно неприхотливому в ремонте и обслуживании самолету. Подробнее 0

Боевые «чайки» Сталина. И-15, И-15бис, И-153

altИстребитель И-153 "Чайка" конструкции Н.Н. Поликарпова по праву считается самым совершенным бипланом своей эпохи - и "лебединой песней" этого класса самолетов. Хотя "чайки", как и более ранние И-15 и И-15бис, выпускались крупными сериями (в общей сложности более 5000 экз.) и оставили заметный след в истории отечественного самолетостроения, большинство современных исследователей уверено, что массовое производство этих машин в конце 1930-х - начале 1940-х годов было серьезной ошибкой: бипланы оказались "тупиковой ветвью" в развитии авиации. И если на Халхин-Голе, в Китае, Испании и Финляндии "чайки" сражались с переменным успехом, то к началу Великой Отечественной они уже безнадежно устарели, уступая новейшим немецким истребителям по всем основным характеристикам, кроме горизонтальной маневренности, ставка на которую себя не оправдала. Летом 1941 года победа в воздушном бою на "Чайке", а тем более на И-15бис, доставалась очень нелегко и ценилась особенно высоко. Но даже сражаясь на устаревшей технике, советские пилоты показывали чудеса отваги и самопожертвования, нанеся Люфтваффе невосполнимые потери... Подробнее 0

"Черные молнии" Кригсмарине. Германские миноносцы Второй мировой

altВ германском флоте миноносцы традиционно именовались Schwarzegesellen - дословно: "черная прислуга". Это прозвище появилось сразу после возникновения данного класса кораблей и объяснялось как черной окраской корпуса (для скрытности в ночное время), так и использованием угля в качестве топлива. К началу Второй мировой окраска миноносцев изменилась, на смену угольному отоплению пришла нефть - а прозвище осталось, причем стало даже более точно выражать суть этих кораблей. Немецкое "шварцегезеллен" можно перевести на русский язык как "мальчики на побегушках" - вот и миноносцы оказались поистине универсальными кораблями, что называется, на все случаи жизни: они сопровождали главные силы флота в походах, проводили конвои, но особенно отличились в молниеносных набеговых операциях благодаря выдающейся маневренности и скорости хода. Подробнее 0

Немецкие эсминцы Второй мировой. Демоны морских сражений

altГерманские эсминцы Второй мировой войны уникальны - в них со всей наглядностью проявился тезис о том, что проект любого корабля является компромиссом между различными характеристиками, и за улучшение одной из них всегда приходится платить. Приступив после отмены Версальских ограничений к созданию полноценных эскадренных миноносцев, руководство Кригсмарине поставило задачу создать корабли с максимально мощным вооружением и большей скоростью хода. Однако за это пришлось заплатить слишком высокую цену - вступив в строй, германские "церштёреры" страдали от недостаточной мореходности, плохой маневренности и управляемости. Но самым слабым местом этих кораблей оказались их энергетические установки, отличавшиеся низкой экономичностью и высокой аварийностью. Это предопределило относительно невысокую боевую эффективность эскадренных миноносцев Кригсмарине и не позволило им в полной мере раскрыть свой наступательный потенциал. Тем не менее, они активно участвовали в боях - от Арктики до Бискайского залива. Подробнее 0

«Пираньи» Гитлера. Сверхмалые подводные лодки Третьего Рейха

altНа завершающем этапе Второй мировой войны, когда Третий Рейх уже рушился под ударами Красной Армии и союзников, свою последнюю ставку нацистское руководство сделало на создание Wunderwaffe ("чудо-оружия"), способного в кратчайшие сроки кардинально изменить ситуацию. Это поветрие не обошло и германские военно-морские силы - их последней надеждой стали сверхмалые подводные лодки и боевые пловцы, которые были сведены в "соединение К" под командованием вице-адмирала Хельмуга Хейе. За годы войны немецкими конструкторами были созданы восемь типов сверхмалых субмарин, наиболее известными из которых стали "Бибер" ("Бобр") и "Зеехунд" ("Тюлень") - первая торпедная сверхмалая подводная лодка. При этом в качестве прототипов использовались итальянские и британские образцы.


Подробнее 0

Эски» в бою

altЭски, Сталинцы - так моряки называли средние субмарины типа С, ставшие преемницами знаменитых Щук. Это были лучшие подводные лодки нашего флота периода Великой Отечественной войны. Они создавались на базе германо-голландского проекта и оказались ближайшими родственницами немецких лодок типа IА и IХ. Всего в СССР в 1936 - 1941 годах было заложено 56 подлодок типа C, из которых в строй вошла 41. в том числе 8 - после войны. Эски входили в состав всех четырех флотов Советского ВМФ и активно уч аствовали в боевых действиях. Несмотря на значительные собственные потери - 15 единиц, они нанесли неприятелю ощутимый урон, отправив на дно около трех десятков судов различных классов, в том числе 7 вражеских боевых кораблей. Подробнее 0

«Щуки». Легенды Советского подводного флота

altПодводные лодки типа "Щ", или "щуки", как называли их моряки, были самыми многочисленными представителями класса средних субмарин РККФ в 1930 е годы. Именно они вынесли на себе основную тяжесть борьбы на морских коммуникациях в первые годы Великой Отечественной войны. И именно они, несмотря на свою весьма далекую до совершенства конструкцию, стали самыми результативными подлодками нашего флота. На их боевом счету более 50 достоверно потопленных кораблей и судов - для крайне неблагоприятной боевой обстановки, в которой приходилось действовать советским подводникам, эта цифра выглядит впечатляюще. Но и наши собственные потери оказались чрезвычайно велики: из 44 "щук", участвовавших в войне, погибла 31. Об этих кораблях и их беспримерных по сложности боевых походах рассказывает настоящая книга, подготовленная на основе архивных документов. Подробнее 0

«Новики». Лучшие эсминцы Российского Императорского флота

altЭсминцы типа "Новик" стали этапными кораблями в истории отечественного кораблестроения. Наряду с линкорами типа "Севастополь" они стали символом возрождения Российского флота после поражения в Русско-японской войне. Вступив в строй накануне Первой мировой войны, "Новик" заслужил титул самого быстроходного корабля в мире. Служба "новиков" богата яркими событиями - они активно участвовали в Первой мировой войне, были свидетелями двух революций... И в сражениях Великой Отечественной эти эсминцы взяли на себя тяжелое бремя службы Отчизне.

Подробнее 0

Крейсер «Варяг». Легенда Российского флота

altКрейсер "Варяг" - самый знаменитый корабль Российского флота. Бой этого крейсера с японской эскадрой на рейде далекого корейского порта Чемульпо стал первым сражением Русско-японской войны 1904-1905 гг., произошедшим на глазах многочисленных иностранных наблюдателей. Неудивительно, что он вызвал огромный резонанс. Имя "Варяг" появилось на первых страницах газет всего мира. Впоследствии о нем были сложены песни, написаны книги, сняты художественный и документальные фильмы... И, как часто бывает, правда и вымысел до сих пор сосуществуют в жизнеописании этого легендарного корабля. Подробнее 0